КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ

«УЗКОЕ ГОРЛЫШКО» ЮЖНОГО ТРАНЗИТА

Вторник, 17 Ноябрь 2020 04:17 Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

На фоне пандемии контейнерный железнодорожный транзит растет внушительными темпами, что связано, в том числе, с ограничениями на авиа и автотранспорте. Причем это касается не только самого традиционно востребованного направления – Китай-Европа, но и других сухопутных маршрутов.
Объемы перевозок в направлении Китай – Иран – Китай транзитом через Казахстан за 9 месяцев выросли на 4 тыс.ДФЭ (+18%) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Пользуются высоким спросом маршруты через нашу страну и в направлении Китай - Центральная Азия – Китай: объем перевозок за указанный период составил 165 тыс. ДФЭ, показав рост 24% в сравнении с прошлогодним показателем. Недавно, кстати мы начали возить через свою территорию калий из Туркменистана в Китай транзитом через Казахстан в контейнерах.
Эти «южные» направления транзита имеет большой потенциал роста. Ускоренное региональное развитие и интеграция во многом обусловлены пересечением здесь нескольких международных транспортных коридоров и зон влияния экономических программ, таких как «Один пояс один путь», «ТРАСЕКА», «СЕВЕР-ЮГ», ЦАРЭС» и т.д.
Плюс государства Центральной Азии принимают собственные программы развития. К примеру, в Узбекистане принята Стратегия развития транспортной системы до 2035 года, предусматривающая масштабную модернизацию. Узбекистан готов «представлять «Лазуритовый коридор», способный перетянуть грузопотоки из северо-западного и северного Афганистана.
➡️Тем не менее, в большинстве стран региона логистический сервис в силу разных причин отстает от казахстанского уровня. И это является серьезным сдерживающим фактором для потенциальных грузоотправителей. Ведь даже если в пределах Казахстана нам удастся выработать оптимальную по срокам и качеству технологию перевозок, все равно для клиентов важна ее синхронизация на остальной протяженности маршрута. Оплата происходит за всю единую цепь поставок, и соответственно, все ее звенья должны отвечать требованиям грузоотправителя.
Вот здесь мы и сталкиваемся с «узким горлышком» перевозок в Центральной Азии. Конечно, ситуация в каждой стране разная, и мы подробнее об это расскажем в материале для делового журнала «Транс-LOGISTICS Казахстан» вместе со статьей по итогам юбилейного Центрально-Азиатского торгового форума, который, кстати, стартует сегодня. Но некоторые вопросы являются общими для государств региона. Тезисно можно выделить следующие сложности:
Низкий уровень контейнеризации. Для транспортировки грузов чаще используют крытые вагоны, полувагоны и специальный подвижной состав.
Устаревшая железнодорожная инфраструктура, модернизация которой осложняется особенностями рельефа.
Недостаточная эффективность таможенных и пограничных служб. Это касается и уровня автоматизации, и нормативов, и обмена данными в трансграничных грузопотоках.
Недостаточное количество современных узловых логистических центров, а также прозрачности и стандартизированности логистических процессов в целом.
Минусы транспортной системы региона видны и в рейтинге LPI Всемирного банка. Вместе с тем, он не отражает динамики роста грузопотоков в странах Центральной Азии, который является бесспорным плюсом для региональной торговли.
Инвестиции для решения всех вышеобозначенных проблем будет найти сразу сложно, особенно в кризисное карантинное время. Здесь нужен точечный подход в виде расшивки «узких мест» и унификации технологий перевозки между нашими странами с выработкой общих подходов к тарифообразованию. Переориентация грузов на контейнеры при этом однозначно повысит транспортную привлекательность региона.
Да, у нас нет прямого выхода к морю, зато есть мощный резерв для кооперации усилий в сфере транспорта. И им нужно воспользоваться.

https://www.facebook.com/Issingarina

Прочитано 161 раз