КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ

«ЖЕЛЕЗНЫЕ» АРГУМЕНТЫ ЕЛБАСЫ

Среда, 02 Декабрь 2020 04:46 Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

 В условиях турбулентности на мировых рынках, кризиса, связанного с пандемией, стабильной остается работа железнодорожного транспорта, доля которого увеличивается в национальном ВПП республики. Благодаря особому вниманию Первого Президента Независимого Казахстана Нурсултана Назарбаева к транспортно-логистическому комплексу железная дорога стала тем локомотивом, которая тянет за собой всю экономику страны.
 Именно по его инициативе стремительными темпами осуществлялась модернизация железнодорожной сети, что привело к созданию полностью независимой транспортной инфраструктуры, позволившей, помимо возможности развиваться остальным сферам экономики, стать частью евразийской транзитной системы.
  ГЕОПОЛИТИКА НА РЕЛЬСАХ
 По воспоминаниям первого министра транспорта суверенного Казахстана, соратника президента Нигматжана Исингарина, переосмысление Нурсултаном Назарбаевым роли и значения транспорта относится к начальному периоду формирования независимости республики. Еще в 1989 году в условиях советской системы хозяйствования он определил приоритетную роль транспорта как организующего звена кооперации между промышленными предприятиями и регионами.

 С распадом Советского Союза, преодолевая большие трудности, вызываемые либерализацией цен, инфляцией, неплатежами, стальная магистраль Казахстана работала бесперебойно, в полной мере обеспечивая потребности населения и государства в перевозках. (Подробно об этом периоде рассказано в историческом альманахе «Магистраль Мәңгілік Ел: вклад первого Президента Казахстана в развитие железнодорожного транспорта» издательства «TLK Media» - прим.ред.).
 Но помимо этого в новых условиях железным дорогам предстояло решать сложнейшие задачи со многими неизвестными.➡️
1 Во-первых, выделенная сеть железных дорог Казахстана оказалась неподготовленной к эффективному функционированию в национальных государственных границах, что не позволяло обеспечивать внутренние перевозки.
2 Во-вторых, потребовалось разработать национальное законодательство с учетом принципов рыночных преобразований, заниматься унификацией нормативно-правовой базы по железнодорожному транспорту в рамках СНГ.
3 В-третьих, нужно было с нуля налаживать сотрудничество с новыми независимыми государствами и со странами дальнего зарубежья.
 Благодаря поддержке и новаторским решениям Елбасы по всем данным направлениям железная дорога стала мощной движущей силой, реальным катализатором развития экономики, заняла ведущее место в организации мультимодальных транспортных перевозок на сухопутной части Евразийского континента.
 Республике удалось с выгодой для себя вписаться в масштабный проект Китая «Один пояс – один путь». Причем пандемия отрицательным образом не сказалась на транзитных перевозках. По итогам девяти месяцев текущего года объем перевозок грузов транзитом по территории Казахстана составил 15,6 млн.тонн (+28% к 2019 году). За этот же период объем транзитных контейнерных перевозок по территории РК составил 352 тыс.ДФЭ (+63% ).
 Растет партнерство в рамках Евразийского экономического союза, коридоров ТРАСЕКА, ТМТМ. Но, конечно, высокому спросу на мировом рынке на контейнерные маршруты через Казахстан предшествовала колоссальная работа по модернизации железнодорожной инфраструктуры, обновлению основных фондов магистрали и подвижного состава.
  КИЛОМЕТРЫ СОЗИДАНИЯ
 Cразу же после того, как железные дороги стали работать самостоятельно в пределах и в интересах республики, стали видны недостатки прежней системы формирования железнодорожной сети Казахстана. Многие регионы и области оказались отрезанными друг от друга, и транспортная связь между ними должна была осуществляться по железным дорогам соседних государств, в первую очередь России.
 Поэтому по прямому решению Президента было начато активное железнодорожное строительство. Первыми были построены железнодорожные линии Аксу – Дегелен, Алтынсарино – Хромтау, Шар – Усть-Каменогорск.
 Мощный импульс повышению конкурентоспособности экономики через рост транзитного и экспортного потенциала придал ввод в 2012 году новых железнодорожных линий Жетыген – Алтынколь и Узень – государственная граница с Туркменистаном. Построены и сданы в эксплуатацию железнодорожные линии Жезказган – Саксаульская – Шалкар – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь. Вместе со строительством дороги построены поселки для железнодорожников, и, без сомнения, эти населенные пункты станут центром притяжения для формирования нового пояса промышленного и сельскохозяйственного развития через весь Центральный Казахстан.
 Таким образом, железнодорожная сеть страны за годы независимости возросла почти на пятую часть своей протяженности. Таких темпов расширения не достигла ни одна страна на постсоветском пространстве. Параллельно с этим продолжалась электрификация железных дорог, строительство вторых путей. Примечательно, что при строительстве магистралей в рамках госпрограммы «Нұрлы жол» использовались рельсы казахстанского производства, выпущенные на новом заводе в Актобе.
  ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЛОГИКА
 На момент распада Советского Союза в Казахстане не было собственного производства вагонов и локомотивов, стрелочных переводов, оборудования, автоматики и связи и многого другого.
Но в условиях независимости, развития железнодорожного транспорта и высокого процента износа подвижного состава возникла острая необходимость в производстве отечественной техники, удовлетворения потребностей в ней собственными ресурсами.
 Благодаря политической воле, управленческому видению Елбасы сбылась мечта многих поколений – в республике была сформирована новая отрасль железнодорожного машиностроения. При общей координации со стороны «Қазақстан темір жолы» мощные электровозы и тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны, произведенные на отечественных заводах в соответствии с международными стандартами, стали символом успешной индустриализации Казахстана.
 В рамках реализации ГП ФИИР в партнерстве с мировыми лидерами в области железнодорожного машиностроения, такими как General Electric, Alstom, Talgo, Siemens, Трансмашхолдинг, построено девять крупных заводов по выпуску высокотехнологичной продукции с высоким экспортным потенциалом. Индустриализация позволила в железнодорожном машиностроении нарастить объемы производства в 3,8 раза.
 Железнодорожное машиностроение обеспечило стабильную и престижную работу тысячам специалистов. В смежных отраслях созданы еще десятки тысяч рабочих мест.
 По информации Союза машиностроителей Казахстана, за 6 месяцев 2020 года произведено железнодорожной продукции на 103 млрд тенге. Средний уровень локализации составляет свыше 50%. Несмотря на пандемию, в текущем году объемы производства железнодорожного машиностроения увеличились вдвое.
 В этом вопросе видна стратегическая политика Елбасы по формированию национальной компании «Қазақстан темір жолы», способной решать не только задачи по транспортировке грузов, но и масштабные задачи государственного уровня.
 Благодаря системной социальной политике на железной дороге работать в «Қазақстан темір жолы» сегодня стремятся многие специалисты. Достойная оплата труда, жилищная программа, поддержка молодых сотрудников, регулярное повышение уровня профессиональных знаний, – все это способствует уверенности железнодорожников в завтрашнем дне. Это очень важно в условиях, когда перед сплоченным коллективом магистрали стоят новые, еще более сложные и смелые задачи.
 Новые логистические решения, трансформация структуры бизнеса, цифровизация технологического процесса, обновление парка подвижного состава, модернизация железнодорожного полотна, повышение уровня безопасности перевозок – это только малая часть намеченных железнодорожниками во главе с С.М.Мынбаевым целей, от достижения которых в конечном итоге зависит развитие экономики и процветание граждан Казахстана.

 Я также хочу отметить, что этот год юбилейный для железнодорожников – 90 лет легендарной стройке века, давшей начало экономическому и социальному развитию региона, становлению первых национальных инженерных кадров – Туркестано-Сибирской магистрали. И построив за последние тридцать лет тысячи километров стальных путей, мы пошли своей дорогой не только в географическом, но и в цивилизационном смысле. В этом – опора независимости, достояние нашего общеказахстанского дома - Мәңгілік Ел.

Жанна Исингарина - шеф-редактор транспортных изданий «Транс-Экспресс Казакстан», «Trans-LOGISTICS Казахстан», Президент Ассоциации отраслевых медиа Казахстана
С полной версией статьи можно ознакомится в новом выпуске отраслевого аналитического журнала "Транс-Экспресс Казахстан"

https://www.facebook.com/Issingarina

Прочитано 786 раз