Таков посыл состоявшегося последнего выпуска онлайн-форума «Магистраль» на тему «Партнерство в интересах стратегического развития железнодорожной отрасли». Именно поэтому очередная дискуссия экспертов была направлена на проведение открытого и прозрачного, конструктивного диалога участников рынка о проводимой государственными органами и национальной компанией «Қазақстан темір жолы» работе по реализации задач по развитию железнодорожного комплекса страны в постпандемийный период и в условиях антироссийских санкций.
По словам руководителя Управления развития железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок Комитета транспорта МИИР РК Сатжана Узбекова, железнодорожный транспорт в период пандемии COVID-19 и введенных антироссийских санкций показал себя эффективным, конкурентоспособным видом транспорта, обеспечившим бесперебойную перевозку внутренних и транзитных грузов.
Он попытался развеять опасения участников рынка о переориентации приоритетов отрасли с экспортных перевозок в пользу транзита отметив, что сегодня в структуре железнодорожных перевозок грузов экспортные отправки достигают 30%, транзитные и импортные перевозки составляют порядка 7-8%. Основной же объем в 55% занимают внутриреспубликанские перевозки.
По его словам, несмотря на то, что Казахстан является транзитной страной, государство не ведет свою транзитную политику в ущерб экспортным перевозкам. При этом приоритетом является не транзит, а именно контейнерные перевозки, ставшие трендов сегодня во всем мире. Для развития контейнеризации грузов, по словам С.Узбекова, министерством проводится работа по организации производства контейнеров на базе отечественных промышленных предприятий. Так в феврале текущего года здесь презентованы опытные образцы стандартных 20-ти и 40-ка футовых контейнеров, а также специальные контейнеры для перевозки рулонной стали и рудных грузов.
Так же представитель МИИР подчеркнул, что для решения проблем, с которыми столкнулись казахстанские грузоотправители при отправке грузов через территорию России, попавшую под санкции, Министерством неоднократно проводились обсуждения этих вопросов совместно с представителями бизнеса, НПП «Атамекен» на отраслевом и правительственном уровне. Для переориентации грузопотоков были проведены встречи с прибалтийскими коллегами для перевозки грузов через их порты. Также, по инициативе национальной палаты предпринимателей, прорабатывается вопросы отправки экспортных грузов через китайский и иранский порты Ляньюнган и Бендер-Аббас. Помимо этого, грузоотправители сами все чаще выбирают транспортировку по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.
Отдельной темой для дискуссии стала проблема развития конкуренции в железнодорожной отрасли. Так, по мнению Заместителя председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики РК Марата Омарова, конкурентная среда в секторе грузовых перевозок, с момента ее запуска, так и не была развита.
Доля частных перевозчиков на рынке, работающих в пилотном режиме на определенных маршрутах, составляет сегодня менее 5%. Согласно анализу, проведенного специалистами Агентства, отказы от национальной компании к доступу на магистраль противоречит принципу равного доступа к ключевым мощностям.
Агентство полагает необходимым обеспечить доступ частных перевозчиков к транзитным перевозкам при условии привлечения ими новых грузопотоков. Аналогичное мнение высказала и Генеральный директор Ассоциации Национальных экспедиторов Казахстана, Заместитель Генерального директора Ассоциации Национальных экспедиторов РК Салтанат Адамбаева. Однако это требует четкого распределения ответственности между всеми участниками рынка. В законодательстве, к сожалению, этот момент не прописан, как нет в нем и того, как это отразиться на грузоотправителе.
За конкуренцию на рынке грузовых железнодорожных перевозок выступил и Директор ТОО «Audacia Express» Бакытбек Кадиров. При этом, по его мнению, именно перевозчики должны заполнить тот пробел, образовавшееся сегодня в логистических цепочках на маршруте между Европой и Китаем. Для этого необходим сильный отраслевой государственный орган, который бы стал драйвером в этом направлении.
Продолжая тему развития добросовестной конкуренции на рынке железнодорожных перевозок грузов, касательно предложения по дерегулированию перевозочной деятельности, внедрению новой методики расчета тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети, о которой сегодня говорят в отрасли, руководитель Управления регулирования в сфере железнодорожного транспорта и портов Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК Канат Уралов отметил, что тариф дифференцирован по родам грузов, но признался, что он требует детального анализа. Он отметил готовность принять предложения, как потребителей, субъекта регулирования, а также независимых отраслевых консультаций при условии необходимости внесения данных изменений.
Состоявшийся эфир, к сожалению, не позволил охватить все вопросы, в том числе поступающие в комментариях к прямому эфиру и получить ответы в виду отсутствия на форуме главного участника рынка - АО «НК «ҚТЖ». На что Председатель Коалиции по защите прав потребителей, общественный деятель Мурат Абенов отметил готовность вынесения на обсуждение данных вопросов на уровень Правительства и Президента республики, в случае если национальная компания не готова к открытому диалогу с участниками рынка
По его словам, Президент Казахстана лично отметил сложившуюся ситуацию, когда, не смотря на его поручение, госорганы не повернулись к обществу лицом. Между тем, проходит драгоценное время, бизнес теряет деньги, страна теряет свои позиции на международном уровне, на бытовом уровне проблемы транспорта приводят к удорожанию продуктов и другим последствиям, а отсутствие диалога не позволяет принимать необходимые оперативные решения. Именно поэтому общественный деятель порекомендовал представителям «ҚТЖ» быть более доступными и открытыми.
Отсутствие диалога и коммуникаций с рынком по решению имеющихся проблемных вопросов, на которые указывает транспортный бизнес, может привести к соответствующим последствиям.
При этом дискуссионная площадка «Магистраль» направлена именно на созидание и построение конструктивного диалога между всеми сторонами, она предоставляет возможность обменяться мнениями, провести практическую работу по поиску точек соприкосновения. И несмотря на отсутствие единства выдвинутых позиций каждой из сторон, поиски их оптимальных решений для пользы стране нужно продолжать.
ул. Д.Кунаева 6, оф. 310/5 | 8 (7172) 60-45-52 tek-astana@mail.ru |
пр. им. Н. Назарбаева, 127, офис 205 | +7 (727) 296-51-25 +7 (727) 296 -54-27 |
web@tlkmedia.kz buh@tlkmedia.kz |
Copyright 2021. Все права защищены | Разработка сайта SMM агентство 4like.kz