Член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской Экономической Комиссии
Арзыбек Кожошев
Евразийские транспортные коридоры: новый импульс развития
В современных условиях активное международное сотрудничество в сфере транспорта является важным элементом обеспечения реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала Евразийского Экономического Союза.
Сегодня интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе приобретают особую актуальность, усиливается роль и ценность общего рынка транспортных услуг, совместных проектов в контексте согласованного и скоординированного инфраструктурного развития, позволяющих объединить усилия и выдержать конкуренцию в вопросах продвижения транзита и логистики.
Транспорт и инфраструктура, с учетом их мультипликативного эффекта на другие отрасли экономики, становится ключевым в продвижении интеграционной повестки, направленной на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС. Для этого жизненно необходимо иметь развитую сеть транспортной, логистической и таможенной инфраструктуры, восприимчивую к интеллектуальным технологиям.
ЕАЭС обладает выгодным геостратегическим расположением и значительным транзитным потенциалом, развитой сетью сухопутных коммуникаций. По территории государств-членов Союза проходит сеть важнейших международных транспортных коридоров в автомобильном и железнодорожном сообщениях, обеспечивающих грузопоток в сообщениях Восток - Запад и Север - Юг.
Евразийский экономический союз – относительно молодое интеграционное объединение, которое в 2024 году отмечает 10-летие со дня образования. Это небольшой срок по меркам истории, но в то же время в интеграционном измерении уже позволивший достичь значительных результатов. Так, за прошедшие 10 лет общий объем грузооборота в ЕАЭС увеличился на 9%.
Грузооборот ЕАЭС 2014-2024 гг
С 1 января 2015 года отменена разрешительная система при осуществлении международных автоперевозок между государствами Союза, а также транзитом по их территориям, транспортный (автомобильный) контроль перенесен на внешнюю границу ЕАЭС и установлены единые подходы и требования по его проведению. Это упростило работу бизнеса, сократило процедуры и время перемещения грузов.
Утверждена Программа либерализации каботажных автоперевозок грузов. Её реализация позволит сократить расходы потребителей на транспортные услуги, снизит долю и протяженность порожних пробегов, создаст конкурентные условия на рынке автотранспортных услуг ЕАЭС.
Активно продвигается работа в части железнодорожного транспорта, где определена тарифная политика при перевозках грузов железнодорожным транспортом в рамках ЕАЭС. При этом, унифицированы тарифы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по видам сообщений: экспортный, импортный и внутригосударственный, закреплен порядок проведения скоординированной и согласованной транспортной политики, определены условия применения унифицированных железнодорожных тарифов при транзитных перевозках внутри ЕАЭС, а также при перевозках грузов в третьи страны с использованием морских портов государств-членов ЕАЭС.
Приняты нормативные правовые акты по установлению предельных уровней тарифов на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом по национальной территории государств Союза. Определены порядок и условия доступа перевозчиков государств Союза на приграничные участки сопредельной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Повышается значимость внутреннего водного транспорта, в сфере которой подписано Соглашение о судоходстве и приняты законодательные акты о доступе грузовладельцев к инфраструктуре морских портов. Это позволит упростить механизм доступа на внутренние водные пути государств-членов. Доступ судов под флагом государств-членов к плаванию будет осуществляться на основании заявления, подаваемого не позднее чем за 10 дней до входа судна на внутренние водные пути.
Более того, в ближайшие годы в ЕАЭС планируется снять ограничения при перевозках всеми видами транспорта, сформировать единое транспортное пространство и создать общий рынок транспортных услуг. Для этого Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) совместно с государствами – членами проводится работа по формированию права Союза в целях развития принятых основополагающих документов в сфере транспорта.
До конца 2024 года ожидается подписание Соглашения о допустимых массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по автодорогам государств ЕАЭС, включенным в евразийские транспортные коридоры.
Для ускорения транспортной логистики и деятельности Комиссией подготовлено важное для транспорта Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок.
На ежегодной основе ведется работа по подготовке доклада о создании и развитии транспортной инфраструктуры на территориях государств-членов в направлениях Восток - Запад и Север - Юг, в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс – Один путь». Таким образом, проведена планомерная работа, охватывающая все аспекты функционирования евразийских транспортных коридоров.
Немаловажно, что в ЕАЭС принят не только перечень евразийских транспортных коридоров и маршрутов, но и комплексный план по их развитию. С этой целью, а также с целью развития транзитного потенциала в рамках Союза и транспортной инфраструктуры, входящей в международные транспортные коридоры в направлениях Восток – Запад и Север – Юг, в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс – Один путь» принят перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств-членов ЕАЭС.
Принятые органами Союза акты в транспортной сфере свидетельствуют о понимании государствами-членами роли транспортной инфраструктуры, как ключевого фактора устойчивого развития и залога конкурентоспособности стран ЕАЭС.
Помимо совершенствования права Союза в транспортной сфере, по инициативе ЕЭК реализуется ряд интеграционных проектов, направленных на повышение эффективности транспортной деятельности ЕАЭС. В условиях глобального развития цифровых технологий продвигается ряд цифровых проектов. К примеру, проекты «Создание информационно – коммуникационной «витрины» национальных сервисов экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС» и «Цифровизация грузовых железнодорожных перевозок». Их реализация направлена на повышение полноты и качества информационного обмена между железнодорожными перевозчиками, переход на безбумажные технологии в отношении перевозочных и товаросопроводительных документов для перемещения грузов внутри Союза, переход на юридически значимый электронный документооборот при оформлении международных перевозок, а также выстраивание электронного взаимодействия участников ВЭД с контролирующими органами государств-членов, включая сферы ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Кроме того, реализуется проект «Евразийский агроэкспресс», который нацелен на увеличение объемов взаимных поставок и экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также его диверсификацию.
Также, успешным является проект Евразийского железнодорожного альянса - ОТЛК ЕРА. Сегодня компания является ключевым оператором железнодорожных транзитных контейнерных сервисов в сообщении Китай/Юго-Восточная Азия – ЕС и в обратном направлении. Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай –Европа – Китай на ее транзитных сервисах в 2023 году составил 674 тыс. ДФЭ.
Все указанные проекты активно развиваются и могут быть хорошими примерами транспортной интеграции.
Приоритетные интеграционные инфраструктурные проекты в сфере транспорта государств – членов ЕАЭС
В современных условиях активное международное сотрудничество в сфере транспорта является важным элементом обеспечения реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала Союза. В этих целях проводится работа по наращиванию международного сотрудничества с КНР, ОАЭ, Ираном, Индией в контексте развития перевозок в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг», а также развития международного сотрудничества в контексте сопряжения с китайской транспортной инициативой «Один пояс – Один путь».
Важно участие стран ЕАЭС в проектах регионального характера, которые предоставляют внутриконтинентальным государствам возможность выхода к морю. В частности, идет активное развитие транспортной инфраструктуры в Республике Казахстан. Согласно утвержденному в стране Национальному плану развития до 2029 года планируется, что к 2029 году Казахстан значительно укрепится в роли крупного регионального торгово-логистического хаба, а вклад предоставляемых услуг в транспорте и складировании в ВВП превысит 9%.
Приоритетные задачи ̶ развитие мультимодальности и маршрута ТМТМ, а также масштабирование направления Север - Юг для увеличения объемов транзитных перевозок и экспортных возможностей для казахстанских предприятий. Объем транзитных перевозок через Казахстан увеличится с 26,7 млн до 34 млн тонн и с 1,1 млн до 1,8 млн ДФЭ к 2029 году, со сроками доставки между Европой и Китаем в 10-14 дней.
Приоритеты развития отрасли включают расширение и модернизацию инфраструктуры. Основные направления магистральной железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, порты Курык и Актау включены в перечень евразийских транспортных коридоров, стабильный рост демонстрируют перевозки по ТМТМ
В Казахстане не только не снижаются темпы развития транспортной инфраструктуры и решаются возникшие в последнее время логистические сложности, но и запускаются новые масштабные транспортные проекты:
- строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык – Мойынты в направлении Восток-Запад, запуск которой будет способствовать бесперебойному экспорту казахстанской продукции и росту транзитного потенциала страны.
- строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал в направлении Север-Юг, в рамках которого будет открыт новый пункт пропуска через казахстанско-узбекскую государственную границу, что позволит увеличить перевозки в направлении Узбекистана.
- строительство новой железной дороги в обход станции Алматы в направлении Восток – Запад, в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс – Один путь», позволит сократить срок доставки грузов минимум на 1,5-2 дня.
- строительство новой железнодорожной линии Бахты – Аягоз в направлении Восток – Запад позволит увеличить провозную способность между Казахстаном и Китаем с 28 до 48 млн тонн, разгрузить южные пункты пропуска и привлечь дополнительные объемы транзита.
Аналогичные темпы развития транспортной инфраструктуры поддерживаются и другими государствами-членами, в которых также ведется работа по развитию участков национальной транспортной инфраструктуры. К их числу можно отнести инициативу Республики Армения «Перекресток Мира», целью которой является формирование наиболее благоприятных условий для развития торгово-экономических связей между всеми заинтересованными государствами, а также значительное наращивание логистического потенциала региона Южного Кавказа на основе полного уважения суверенитета и юрисдикции стран, принципа равноправия и взаимности.
В Республике Беларусь ведется реконструкция автомобильной дороги М-1/Е 30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки). В Кыргызской Республике начата реализация проекта по строительству железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан. В Российской Федерации введена в эксплуатацию скоростная автомобильная дорога М-12 Восток (между Москвой и Казанью), являющейся частью международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай».
Что касается перспектив развития, усилия Комиссии и Сторон будут направлены на реализацию Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь».
Перспективные направления в сфере транспорта
В рамках достижения стратегических целей, в ближайшее время будет принят план мероприятий («Дорожная карта») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов ЕЭС на 2024-2026 годы. Дорожная карта направлена на формирование в Союзе единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг.
В современных условиях важнейшей задачей транспортников является оптимизация работы транспортных комплексов наших стран, рациональное использование инфраструктурных возможностей и создание дополнительных механизмов стимулирования и привлечения перспективных грузопотоков.
Для этого наши стратегии развития должны быть ориентированы не на конкуренцию, а на рациональное взаимодействие, обеспечивающее эффективное использование наших общих и национальных конкурентных преимуществ, и транспортной связанности, имеющейся инфраструктуры для создания общего пространства развития и процветания.
ул. Д.Кунаева 6, оф. 511 | 8 (7172) 60-08-25 tek-astana@mail.ru |
пр. им. Н. Назарбаева, 127, офис 203 | +7 (727) 296-51-25 +7 (727) 296 -54-27 |
buh-tlk22@mail.ru |
Copyright 2021. Все права защищены | Разработка сайта SMM агентство 4like.kz